Полезные советы и практические рекомендации

Что такое заикание?

Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи. Этот термин имеет несколько синонимов: логоневроз, лалоневроз, логоклония.

Чаще всего заикание возникает в возрасте от 2,5 до 4 лет, в период интенсивного развития речи и формирования личности ребенка. Значительно чаще нарушение речи возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается чуть медленнее.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, вплоть до дезадаптации в коллективе. Поэтому недопустимо беспечно и попустительски относиться к данной проблеме, и задача родителей — очень быстро отреагировать на нарушение речи и принять меры. Вовремя начатое лечение и коррекция творят чудеса с заиканием. Со стороны взрослых ребенку нужны благоприятная атмосфера и помощь.

Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения, но только если есть мощная поддержка со стороны родителей.

Почему может возникнуть заикание?

На его появление влияют две группы факторов — предрасполагающие и побуждающие.

Предрасполагающие факторы

  • Возрастные особенности 2–6 лет. В этом возрасте речь находится на стадии развития, а потому уязвима в силу неполного созревания организма.
  • Половые особенности. Мальчики чаще подвергаются такому расстройству, чем девочки.
  • Нарушения внутриутробного развития.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте.
  • Травмы головного мозга.
  • Частые ЛОР-заболевания ребенка в первые три года жизни.

Побуждающие факторы

  • Острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение.
  • Хронический психологический стресс: неблагоприятная атмосфера в семье и/или плохие отношения со взрослыми в детском саду.
  • Ложное заикание, когда ребенок копирует этот дефект у кого-то из родственников.
  • Чрезмерные интеллектуальные нагрузки. Слишком большое количество кружков и секций. В таком случае ребенок испытывает сильное эмоциональное напряжение, которое внешне может быть незаметным. Такое же напряжение у детей могут вызывать и гаджеты, особенно при бесконтрольном их использовании.
  • Изменения в жизни (например, начало посещения детского сада).
  • Неупорядоченный быт, нарушенный режим дня ребенка.

Эти провоцирующие факторы могут вызвать заикание только при наличии предрасполагающих факторов. Сами по себе они для ребенка неопасны.

На что обратить внимание?

Пока заикание не отразилось на психике ребенка и не превратилось в рефлекс, родителям следует внимательно отнестись к следующим проявлениям:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки («и», «а», «э»);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к логопеду и врачу-неврологу.

Что делать родителям?

Если ребенку поставлен диагноз «заикание», решать проблему необходимо совместными усилиями с логопедом и неврологом. Родители со своей стороны должны активно участвовать в процессе. Необходимо обеспечить ребенку все необходимое.

  1. Режим. Периоды эмоционального напряжения нужно чередовать с периодами полноценного отдыха. Переход от одного вида деятельности к другому должен быть мягким.
  2. Сон и питание. При нарушениях сна и/или резком снижении аппетита ребенку с заиканием может понадобиться медицинская помощь. В этот период нужно максимально снизить эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, оградить малыша от ярких впечатлений, по возможности сузить круг общения.
  3. Интонации. Родителям (а также воспитателям и учителям) необходимо разговаривать с ребенком простыми предложениями, задавать вопросы, предполагающие односложные ответы, общаться спокойно и неторопливо.
  4. Похвала. С ее помощью взрослый развивает в ребенке уверенность в себе.
  5. Обстановка в семье. Ссоры и конфликты под запретом.
  6. Досуг. Он должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей. Отлично подойдут пение, рисование, лепка. Важно ограничить просмотр видео в интернете.
  7. Общение. Круг общения можно аккуратно и деликатно расширять.
  8. Активность. Дозированная физическая нагрузка: плавание, бег, прогулки на свежем воздухе.
  9. Ограничения. Не использовать наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции. Наказания тоже должны быть спокойными. Категорически нельзя оставлять ребенка одного в комнате.

После проведения коррекции заикания родителям важно придерживаться некоторых правил, для того чтобы нарушение не появилось вновь.

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных ребенку слов.
  • Исключите «страшные» темы разговоров.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам.
  • Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Приемы работы по коррекции заикания в домашних условиях

Дыхательные упражнения

Соня

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния.

Гудок парохода

Через нос с шумом набрать воздух, задержав дыхание на 1–2 секунды, с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

Кораблик

Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по емкости с водой.

Игра на дудочке

Формирование сильной струи воздуха.

Забей гол

Дуть в трубочку для сока — загоняем ватный шарик в ворота (между кубиками).

Чайник закипел

В стакан налейте 150 г воды и вставьте в воду трубочку для сока. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку — «чайник закипает», усиливаем выдох — «он кипит», еще усиливаем выдох — «вода бурлит».

Упражнения для релаксации

Кулачки

Ребенок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз. Нужно поочередно сжимать и разжимать ладони. Упражнение выполнять 3–5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.

Олени

Ребенок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз. Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.

Пружинка

Сидя, руки лежат на коленях. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.

Загораем

Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться. Во время выполнения упражнений фиксировать внимание на приятном расслаблении мышц ног.

Штанга

Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища. Наклониться, представить, что взяли тяжелую штангу, поднять ее к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.

Походка моряка

Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3–5 раз.

Шарик

Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу. Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот — «сдуть шарик». Вдох — напряжение, выдох — расслабление. Выполнять 3–5 раз.

Любопытная Варвара

Поворот головы влево — прямо, вправо — прямо, вверх — прямо, вниз — прямо.

Хоботок

Сидя в позе покоя, губы расслабить, рот слегка приоткрыть. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение. Повторить 3–5 раз.

Лягушки

Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.

Как вести себя с ребенком с заиканием?

  • Не прерывайте игру ребенка необоснованными вопросами.
  • Удерживайте ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет.
  • Не делайте замечаний, когда ребенок употребляет эмболы, то есть говорит какое-то лишнее слово («а», «ну», «вот», «значит»).
  • Неразумно заставлять ребенка пересиливать свои страхи.
  • Не наказывайте за употребление непристойных слов, займите его чем-то интересным.
  • Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять.
  • Дневной отдых обязателен.
  • Не просите ребенка читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам не захочет.
  • Попытайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, спокойно и без эмоций.
  • С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Елена Румянцева
Акушерка, массажист, психолог.

— Психолог с 2003 г. Закончила СГА 2005 г.
г. Москва (работаю психологом с 2003 г.)
— Генеральный директор ООО "ЦПР Источник" с 2009 г.
— Веду занятия по подготовке к родам с 2011 г.
— Масажистка с 2012 г. Закончила НОУ "Альтернатива +"
— Акушерка с 2017 г. Закончила БПОУ ВО "Череповецкий медицинский колледж имени Н.М.Амосова".
— 2023 г. Создание семейного центра "Благополучие"

Семейный центр "Благополучие"

Наш магазин