Взгляд изнутри Вернуться на главную Arrow

Звукорежиссёр


Рассказал о том, что не так с созданием музыки дома, за сколько окупается собственная студия, и почему никто не хочет записывать рэперов.

Немного о себе

Меня зовут Костя, мне 52 года, я звукорежиссёр уже 30 лет. Проживаю в беспорядочном городе — в Санкт-Петербурге.

Для меня работа со звуком — это не работа, это часть жизни. Нас же каждый миг окружают звуки, а я вот стараюсь их упорядочить.

Всегда мечтал этим заниматься, благо родной город располагает: у нас много музыки и музыкантов. Я ещё застал ленинградский рок-клуб. Это было легендарно! Та атмосфера на меня и повлияла. Мечтал сводить рок, работать с легендами. Видел себя Риком Рубином, записывающим Slayer и Red Hot Chili Peppers в огромной технологичной студии. И кое-с-кем из местных рок-звёзд я всё-таки поработал.

Не хочу скатываться в старческое ворчание, но в последнее время многое поменялось, конечно. Я бы даже сказал, что всё по-другому: музыка, люди, технологии. Не все сумели перестроиться.

Звукорежиссер — это не просто профессия

Я сначала в ДК работал, подравнивал звук хору каких-нибудь колхозных коллективов из провинции (коих тогда было очень много). Это я сейчас без издёвки: действительно были колхозники — хорошие и добрые люди. Многие так начинали, настраивали звук самодеятельности. По ночам мы пускали записываться молодые группы в тайне от начальства. О бизнесе речи не шло, конечно. За идею, что называется.

Потом с другом открыли свою маленькую студию на территории старого завода, в мрачном промышленном районе Санкт-Петербурга. Акустика там была не очень: в паузах на записанных дорожках было слышно, как идёт поезд. Но своя зато. Мы всё время там проводили, практически без выходных. Со временем обросли постоянной клиентурой, тусовкой.

Когда общаешься с талантливыми, творческими людьми, сам начинаешь чувствовать себя причастным к искусству. Да и просто с самими музыкантами приятно было разговаривать — образованные ребята, начитанные, с широким кругом интересов. Это одна из важных составляющих работы для меня: важно настроиться на одну волну с тем, кого ты пишешь.

Финансовый вопрос

Деньги — даже не главное для меня, как бы банально это не звучало. Их всегда мало было, так как большая часть на оборудование уходила.

Один пульт микшерный 100 тысяч стоил, да и остальные инструменты, компьютер, микрофоны недешевые были. В начале нулевых час записи стоил 300 рублей — это вместе с монтажом дорожек: частоты прибрать, бэк-вокал подтюнить и так, по мелочи.

Сейчас студия стоит 800 рублей в час, сведение — 1 600 примерно, на материал смотреть нужно. Могу с аранжировкой помочь. Вообще ценообразование здесь от разных факторов зависит: от качества материала, таланта и умений музыкантов, состояния аппаратуры. Обычно молодые музыканты берут только запись, не сводя. Точнее, они видят, что я накладываю дорожку с вокалом на минус, и думают, что я свёл и материал готов, а это не так — сведение намного сложнее, особенно в случае живой музыки.

Некоторые пытаются обрабатывать свой голос сами. Я такой подход уважаю, считаю, что музыкант должен влиять на все этапы создания песни.

Сейчас на студии работает 2 человека: я и мой сын (он скорее на полставки, просто иногда помогает). Что касается заработка, то меня спасает символическая плата за аренду (15 тысяч рублей в месяц). В месяц я зарабатываю около 50 тысяч рублей.

Есть и особо «рыбные» месяцы. К примеру, перед Новым годом и 8 Марта у нас намного больше клиентов. Кто-то записывает песни для корпоративных видео и поздравлений, молодые репера приходят читать свой реп про своих возлюбленных — в общем, заработок получается нормальный.

Всё дорожает. Опытные музыканты знают, почему так, а клиенты, особенно молодые, не всегда это понимают. Не хочу жаловаться, но это тяжёлый труд. Глаза к концу дня сильно устают, спина, а про уши вообще молчу.

Студия должна быть профессиональной

Кажется, что сейчас заниматься созданием, записью и сведением можно дома, и затрат будет меньше, но это не так, точнее, не совсем так. Сейчас можно купить ноутбук за 70 тысяч, скачать программу для записи музыки, посмотреть видеоурок по ней и всё — ты звукорежиссёр. Теоретически, так и есть. Многие так делают. Но домашняя студия всегда будет домашней студией. С этого можно начинать, но со временем серьёзные музыканты и звукари всё равно приходят к профессиональным студиям. Это другой уровень во всём, и дело не только в дороговизне и качестве оборудования. Дело в том, что иногда нужно разделять домашние дела и творческие. Если ты с ноутбука смотришь кино, а потом на нём записываешь музыку, то и запись для тебя становится обыденностью. Другое дело, когда ты едешь на студию. До приезда ты должен отрепетировать свой материал (чтобы несколько часов у микрофона не стоять), а в процессе репетиции ты можешь понять, что нужно исправить в той или иной части композиции.

Интересное время

Той музыки, которую я любил, больше нет — это главная проблема. Современная мне, в целом, неинтересна.

Изменение вектора развития музыки тоже повлияло на звукорежиссуру. Конечно, электронику или хип-хоп можно без проблем сочинять, записывать и сводить дома, если медведь по ушам не прошёлся, а руки растут из плеч. У этих жанров и особенности другие. Мой компаньон долго не хотел пускать на студию рэперов. Они, правда, не сильно и рвались к нам. Я же хотел более профессионально подходить к этому вопросу. Музыкальные стили — это же вкусовщина, по сути. Меня сам процесс обработки звука привлекает. В свободное время я, конечно, совсем другое слушаю.

Нельзя зарабатывать деньги и играть во вкусовщину, так что пускаем мы всех.

Сейчас для музыки настало интересное время. Я видел, как люди к мобильнику микрофон подключали, что-то прямо там записывали и сводили. Но вряд ли это удобно, я сомневаюсь. По мне, так это баловство. Это как художники-акционисты: важно показать, что ты это способен сделать, а что там получится в итоге — вопрос второй. Интересно, конечно, за этим наблюдать, прогресс впечатляет, но к искусству это мало относится. Действие ради действия, провокация в некотором роде.

Конкуренция есть и у нас

Не скажу, что у нас большая конкуренция, но она есть. Всё-таки создание студии — не самое очевидное вложение денег. Как правило, это не окупается. Студии создают те, кто сами этим болеют.

За последние 20 лет я могу вспомнить студий 50, которые закрылись. Кто-то занимался этим год, кто-то — 5 лет, но итог один. Если хочешь выкинуть деньги, то открывай студию в центре города — аренда стоит столько, что тебе нужно чуть ли не круглосуточно записывать людей.

Это не просто работа, как я сказал. Пусть звукорежиссура — не такая важная часть творчества, как написание музыки или слов, но я чувствую, что становлюсь причастен к чему-то важному, возможно, даже к искусству.




Другие записи:

# Библиотекарь...
# Работник McDonald’s...
# Участковый врач...
# Санитарка психиатрической клиники...
# Стоматолог...