Психология Вернуться на главную Arrow

Зачем учить детей критическому мышлению


Мы часто принимаем даже самые простые решения за детей, не давая им самим взвесить все за и против. Не учим их разбираться в потоке информации, потому что отбираем её за них. А потом удивляемся, когда они верят постам в инстаграме с просьбой перевести деньги на лечение щенков и диктуют данные карты незнакомцу в телефоне. Рассказываем, как отличить правду от постправды и при чём тут математика.

Главный вид мышления

Доверчивых людей пренебрежительно называют простаками и недотёпами, а некоторым особо легковерным приписывают «детскую» наивность. Но разве в том, что дети верят в чудеса и сказки, есть что-то плохое? Ничуть. Ровно до тех пор, пока не возникает необходимость принимать первые значимые решения. Нашему мозгу приходится иметь дело с огромными потоками информации, и нет ничего удивительного в том, что многое он упрощает, а что-то и вовсе принимает на веру.

Это досадная правда, которую просто стоит принять. Принять и заняться развитием критического мышления, поскольку без него придётся, откровенно говоря, туго. Ведь это способность человека подвергать сомнению информацию, с которой он сталкивается; свои собственные суждения и общеизвестные факты.

Когда мы размышляем о чём-либо в критическом ключе, мы задаём вопросы, осознаём границы своих знаний и пытаемся их расширить, изучаем различные точки зрения, анализируем информацию, рассуждаем логически. Критическое восприятие действительности помогает нам принимать более взвешенные, рациональные решения, от простых бытовых ситуаций до более сложных.

Критическое мышление формируется через несколько стадий. На первой ребёнок учится чувствовать вызов, когда сталкивается с каким-то утверждением. Он побуждает его верифицировать свои знания и искать новые. Потом происходит осмысление, когда люди сопоставляют знания друг с другом. А дальше идёт рефлексия: информация оценивается целостно, и человек формирует своё отношение к ней.


Дома и в школе

Критическое мышление напрямую связано с творческими способностями, успехами в учёбе и работе. То есть чем раньше вы займётесь его развитием у ребёнка, тем лучше. В школе это могут быть задания по накапливанию и анализу данных, подробному разбору текстов, сравнению альтернативных точек зрения на одну и ту же проблему, дискуссии, дебаты и групповые проекты. Впрочем, родители и сами могут внести ощутимый вклад в воспитание аналитического мышления у ребёнка.

Психолог Сергей Пархоменко предлагает четыре простых способа.

- Не спешите отвечать на вопросы ребёнка. Вместо этого задайте несколько встречных, которые заставляют задуматься. Когда ребёнок сам выдвигает гипотезы, рассуждает, ищет причины тех или иных явлений, он мобилизует свой запас знаний и расширяет его.

- Делайте ошибки. И позволяйте детям замечать их. Так им придётся искать аргументы, подкреплять и доказывать свою точку зрения. Если ребёнок спрашивает: «Почему небо голубое?» — иной раз можно даже ответить: «Почему голубое? Оно ведь красное!»

- Лучшее время для дискуссии — любое. Например, когда моете руки перед едой, спросите: «Считается, что перед едой нужно мыть руки. Как думаешь, стоит ли это делать?» При этом бывает весело и полезно выступать адвокатом дьявола. Ребёнок говорит: «Чтобы смыть грязь», — а вы отвечаете: «Так посмотри, нет же грязи».

- Играйте в правильные игры. Alias, «Крокодил», «Шляпа», «Данетки» — классические настолки, которые заставят как следует подумать.

Отличный вариант увлечь ребёнка критическим мышлением — дать ему почитать книгу Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Это альтернативная история о приключениях мальчика-волшебника, в которой он принимает исключительно взвешенные решения.

Взрослые, которых в детстве не учили осмыслять происходящее, порой совершают те самые нелепые ошибки, которые вызывают вопрос «Ну как так можно было?». Они с лёгкостью верят рекламе, принимают пропаганду за чистую монету и совершают множество когнитивных ошибок — попадают в своеобразные ловушки мышления, из-за которых думать и действовать рационально попросту не получается.

Классика жанра: ответ на сообщение якобы от службы поддержки банка с просьбой прислать CVC-код карты. Отправить код может тот человек, кто не задумывается, что банк попросту не мог бы прислать ему такое сообщение. Или тот, кто не будет звонить в банк и уточнять, присылали ли они нечто подобное.

Благодаря когнитивным искажениям мы преувеличиваем важность необычной информации и оставляем без внимания то, что кажется нам заурядным и вполне привычным. В то же время нас больше притягивает то, что подтверждает наши убеждения. Информации вокруг становится слишком много, и, чтобы сэкономить время и энергию, люди выбирают то, что соответствует их мнению или хотя бы не противоречит ему.


Не доверяй, проверяй

Статистика и математика — основной способ наглядной передачи важной информации, которой, как ни странно, довольно легко манипулировать. Посмотрим, как цифры могут исказить наше восприятие: ВВП КНР растёт на 7% в год, а ВВП США — лишь на 3%. Естественно, нам кажется, что китайская экономика развивается куда быстрее. Однако на деле ВВП в Китае увеличивается на 450 долларов в год, а в США — на 1600. И это такая же правда.

Чтобы не верить всему на слово, а лишний раз проверять красиво представленную информацию об «открытиях британских учёных», и взрослым, и детям будет полезна книга Владимира Савельева «Статистика и котики». Автор простыми словами объясняет сложные и абстрактные на первый взгляд понятия.

Грамотно искать информацию в интернете тоже нужно уметь. Google и «Яндекс» прославились благодаря своим алгоритмам «умной выдачи». Персонализация — это прекрасно, но у неё есть и подводные камни, поскольку человек с высокой вероятностью будет видеть в первую очередь то, что соответствует его интересам и убеждениям.

Чтобы верно искать в интернете информацию и верифицировать её, есть простой алгоритм сертифицированного учителя Google Кэти Шрок:

- Выписать ключевые слова, связанные с интересующей темы.
- Сформулировать запрос, который не был бы слишком широким или узким.
- Перечислить все возможные ресурсы для поиска информации.
- Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
- Если необходимо, переформулировать вопрос.
- Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
- Сохранять найденную информацию с указанием источников.